|
Э.В. Ильенков пишет: "Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Оно существует в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъек-та общественного производства материальной и духовной жизни" [3, 165]
"Ясно, что действующая в данном случае потребность не является ор-ганически, с рождением, свойственной телу человека. Она "вселяется" в его тело откуда-то извне. Откуда?" - спрашивает Ильенков и сам себе отвечает:
- Обратить взор к небу человека заставила, разумеется, не красота не-ба, а земля с ее земными - материальными - потребностями. Но "интерес" и "потребности", разбудившие взор человека, направившие его к объектив-ному (лишенному личной корысти) созерцанию окружающего мира, были уже не потребностями тела отдельного индивидуума. Тут была властная по-требность совсем другого организма - организма человеческого коллектива, производящего свою материальную жизнь совместным трудом.
Здесь мы видим, что точка зрения диалектического материализма, яр-ким представителем которого является Э.В. Ильенков, в основном совпадает с естественнонаучной точкой зрения, нашедшей свое отражение в общей теории информации. Но на этом все сходство и исчерпывается. Все дальней-шие рассуждения Ильенкова связаны с идеей самоценности человечества, с возведением его на пьедестал высшей формы жизни на планете, а то и во вселенной, развивающейся под воздействием самоей себя. Выводы же общей теории информации позволяют сделать предположение о наличии более вы-сокоорганизованных информационных организмов, чем человеческое обще-ство. Тем не менее, если использовать марксизм-ленинизм в качестве част-ной теории низкого уровня - уровня развития человечества - то его постула-ты, в основном, (но не полностью) не противоречат выводам современной науки.
Э.В. пишет: "Только в качестве общественного существа, в качестве представителя своего народа, своего коллектива, отдельный индивид оказы-вается вынужденным рассматривать вещи "глазами рода".
Совершенно справедливо: для того чтобы уметь видеть мир по-человечески - и значит уметь видеть его глазами другого человека, глазами всех других людей, с точки зрения их общих, коллективных потребностей - необходимо в самом акте непосредственного созерцания действовать в каче-стве полномочного представителя "рода человеческого", его исторически сложившейся культуры.
"Отсюда и вырастает та самая психическая способность, которая назы-вается человеческим воображением (иногда - фантазией, интуицией). Она и позволяет индивиду видеть мир глазами другого человека, реально в него не превращаясь [4]" - заключает Ильенков.
|
|