Под инфотелекоммуникационными технологиями (ИТКТ) в нашем докладе мы
будем понимать совокупность электронных и программных средств, обеспечивающих
распространение на расстояние кодированной информации в формализованном виде.
Отметим, что основным требованием, предъявляемым к любой современной технологии
(особенно ИТ), является ее соответствие стандарту. Применительно к ОТ системы
стандартов можно разделить на образовательные и технические. Следуя Л. Г. Титареву
[2], мы опираемся на систему технических стандартов, разрабатываемую
в IMS Global Learning consortium [3].
Так как на сегодняшний день в России работа по разработке собственной
единой системы образовательных технологий с использованием международных
технических стандартов находится на начальном этапе, для формирования технической
системы применения ИТКТ в образовательном процессе мы использовали широко
распространенные в России компьютерные и сетевые архитектуры и протоколы. Кафедра
информационных технологий Нижнетагильского технологического института УГТУ в настоящее
время использует в учебном процессе 10 классов, оснащенных современными компьютерами
различных конфигураций, шесть из которых включены в две локальные сети.
Использование ПК и компьютерных сетевых технологий (КСТ) при обучении
программированию инженеров-программистов в техническом вузе, как компонентов
дидактической технологии, преследует следующие цели:
- получение студентами практических навыков работы с ПК и компьютерными сетями;
- изучение студентами устройства ПК;
- ознакомление студентов с различным программным обеспечением;
- выработка у студентов навыков и умений решения прикладных задач с использованием ПК и КСТ.
Необходимо отметить, что подготовка инженеров-программистов существенно
отличается от подготовки студентов других специальностей по информатике. Поэтому
мы выделили ряд требований, которым должны отвечать ИТКТ, применяемые в учебном
процессе при подготовке программистов:
1. Соответствие применяемых внутренних технических стандартов вуза общероссийским и международным.
2. Соответствие оборудования современному технологическому уровню.
3. Возможнpость реализации дидактического принципа диагностичности.
4. Обеспечение реализации дидактического принципа индивидуального подхода к обучаемому.
Для реализации данных требований на нашей кафедре на всех компьютерах
установлено одинаковое ПО, студенты через сеть имеют доступ к каталогам с
учебными заданиями, находящимся на серверах. Преподаватель имеет возможность
контролировать ход выполнения учебных заданий каждым студентом со своего компьютера,
установленного на его рабочем месте.
Необходимо отметить, что используемые сегодня нашей кафедрой ИТКТ, обеспечивают
в основном реализацию только первых двух принципов. Как следствие, степень
усвоения материала основной массой студентов при такой организации учебной работы
составляет 45-75%. Этого совершенно недостаточно в свете реальных требований к
подготовленности выпускника вуза.
Невозможность выполнить третий и четвертый принципы обусловлена тем, что сегодня
все студенты входят в учебную сеть под одним общим именем, что обусловлено техническими
ограничениями используемой сети. В дальнейшем, с учетом финансовых возможностей института,
предполагается обеспечить каждому обучающемуся вход в учебную сеть кафедры под
персональным именем с возможностью контролируемого доступа в Internet. Такая персонификация
доступа создаст условия для реализации других двух принципов применения ИТКТ
и позволит вплотную подойти к реализации всех возможностей технологического подхода
в обучении студентов-програмистов.
Таким образом, применение ИТКТ в учебном процессе при обучении программированию
инженеров-программистов является неотъемлемым компонентом дидактической технологии
и не имеет альтернативы.
Необходимо отметить, что в настоящее время в практику преподавания в западных
университетах достаточно широко вошли технологические средства организации
и выполнения учебного процесса на основе информационных технологий (к таким
средствам относятся WebCT (Web Course Tools) [www.webct.com],
Black Board [www.blackboard.com], Learning Space
[www.ibm.com/ru] и др.). Однако четкие рекомендации
по методам и методологии применения данных технологий в научной литературе отсутствуют,
в то же время, по отдельным вопросам их использования имеется определенный опыт
и опубликовано большое количество научных работ в данном направлении. В нашей
стране внедрение уже созданных программных продуктов сдерживается не только
недостаточным развитием методики применения данного инструментария и технологий, но и
недостаточным финансированием высшей школы со стороны государства. Указанные причины
приводят к тому, что в работе по подготовке интерактивных учебных курсов по информатике
и программированию, основанных на современных педагогических технологиях, мы не
имеем возможности легально использовать современные международные технологические
стандарты и программные средства. Однако достижение конечной цели создания
автоматизированных учебных мест, которые должны в полной мере удовлетворять как всем
четырем дидактическим принципам, положенным нами в основу разрабатываемой
инструментальной платформы, без использования российского и международного опыта,
трудновыполнимо.
В результате перехода от классической методической системы подготовки
инженеров-программистов к ОТ мы предполагаем повысить степень усвоения
учебного материала 95% студентов - выпускников нашей кафедры - до 75-90%.
Литература
1. Шахгильдян В.В., Аджемов А.С. Единое образовательное пространство на основе инфотелекоммуникационных технологий. Режим доступа: [ www.infocom-expo.ru / infocom2001 / texts / shah.htm, 12.08.2002 г.]
2. Титарев Л.Г. Технологические стандарты, технологии Интернет - телеобучения и дидактики образовательных телесред. Режим доступа: [ www.infocom-expo.ru/ infocom2001/ texts/ titarev.htm, 22.08.2002 г.]
3. www.imsglobal.org
|