Применение инфотелекоммуникационных технологий рассматривается нами в качестве
одного из необходимых технических компонентов в дидактической технологии (ДТ)
при обучении программированию (один из комплексов дисциплин) инженеров-программистов
в техническом вузе (Рис. 2).
Под инфотелекоммуникационными технологиями (ИТКТ) для целей настоящего доклада
мы будем понимать совокупность электронных (hard) и программных (soft) средств,
обеспечивающих распространение на расстояние кодированной информации в
формализованном виде (date). Персональный компьютер (ПК) и локальная компьютерная
сеть (ЛКС) являются устройствами, в которых применяется целый ряд разновидностей
такого рода технологий.
Кафедра информационных технологий НТТИ(ф) УГТУ - УПИ на сегодняшний день
эксплуатирует 10 учебных классов, оснащенных современными компьютерами
различных конфигураций. Шесть из них включены в две учебные ЛКС.
Использование ПК и компьютерных сетевых технологий (КСТ) при обучении
программированию инженеров-программистов в техническом вузе, как компонентов
дидактической технологии, преследует следующие цели:
- получение студентами практических навыков работы с ПК и компьютерными сетями;
- изучение студентами устройства ПК;
- ознакомление студентов с различным программным обеспечением;
- выработка у студентов навыков и умений решения прикладных задач с использованием ПК и КСТ.
Следует учесть, что использование компьютерного парка учебного заведения
при подготовке инженеров-программистов по сравнению с обучением специалистов
других специальностей имеет узкие места. Во-первых, выполнение учебных заданий
по программированию требует значительно больших системных ресурсов от эксплуатируемого
оборудования, нежели выполнение учебных заданий в рамках курса информатики.
Во-вторых, любое существующее на сегодня ПО обязательно имеет целый ряд "дыр",
которые недобросовестный студент-программист на определенном этапе своей
подготовки в состоянии находить и использовать в ущерб учебному процессу.
Мы выделили ряд принципов, которым должны отвечать ИТКТ, применяемые в учебном
процессе при подготовке программистов:
1. Соответствие применяемых внутренних технических стандартов вуза
общероссийским и международным.
2. Соответствие оборудования современному технологическому уровню.
3. Возможнpость реализации дидактического принципа диагностичности.
4. Обеспечение реализации дидактического принципа индивидуального подхода
к обучаемому.
Практическое применение ПК и ЛКС в учебном процессе организовано на нашей
кафедре следующим образом. На всех компьютерах установлено одинаковое ПО,
обеспечивающее выполнение учебных заданий. Студенты со своих учебных мест
имеют доступ к каталогам с учебными заданиями и пользовательским каталогам,
находящимся на серверах доменов. Преподаватель имеет возможность контролировать
ход выполнения учебных заданий каждым студентом со своего компьютера,
установленного на его рабочем месте.
Используемые сегодня нашей кафедрой ИТКТ, в основном, обеспечивают реализацию
только первых двух из вышеуказанных принципов. Степень усвоения основной
массой студентов материала при такой организации учебной работы составляет 45-75%.
Этого совершенно недостаточно.
Сейчас все студенты входят в учебную ЛКС под одним общим login'ом. Иным образом
организовать их работу не представляется возможным в силу технических ограничений
используемой сети. В дальнейшем предполагается обеспечить каждому обучающемуся
персональный вход в учебную ЛКС кафедры с возможностью контролируемого доступа
к Internet. Такая персонификация доступа создаст условия для реализации других
двух принципов применения ИТКТ и позволит вплотную подойти к технической
реализации возможностей технологического подхода в обучении студентов-програмистов.
Одним из направлений работы в этом русле является применение интерактивных
способов изложения учебного материала по информатике и программированию.
Эти способы основаны на кумулятивной персональной диагностике входного уровня
знаний студентов и жесткой взаимосвязи предлагаемых к изучению теоретического
материала и практических заданий.
В практику преподавания в западных университетах достаточно широко вошли
технологические средства организации и выполнения учебного процесса на основе
информационных технологий. K таким средствам относятся WebCT (Web Course Tools)
[www.webct.com], Black Board [
www.blackboard.com], Learning Space [www.ibm.com/ru]
и многие другие [5,7].
Однако, в научной литературе отсутствуют четкие рекомендации по методам
и методологии применения таких технологий, в то же время, по многим
отдельным инструментам технологий имеется значительный опыт применения
и опубликовано достаточное количество литературы.
У нас внедрение средств уже созданных инструментальных платформ сдерживается
не только недостаточным развитием дидактик, применяющих разработанный
инструментарий и технологии, но и недостаточным финансированием высшей
школы со стороны государства.
Тем не менее, работа по подготовке интерактивных учебных курсов по
информатике и программированию, основанных на технологическом подходе
к обучению и международных технологических стандартах, уже ведется на кафедре,
хотя и без непосредственного использования упомянутых платформ. Следует
заметить, что достижение конечной цели этой работы - создание автоматизированных
учебных мест - без использования российского и международного опыта,
трудновыполнимо.
В результате решения вышеуказанных проблем и перехода от классической
методической системы подготовки инженеров-программистов к ОТ с использованием
технологий ЛКС мы предполагаем повысить степень усвоения учебного материала
95% студентов - выпускников нашей кафедры - до 75 - 90%.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.:
Педагогика, 1989. -192 с.
2. Епишева О. Лекция: Основные параметры педагогической технологии.
Режим доступа: [
http://archive.1september.ru/mat/2000/no08_1.htm, 15.07.2002].
3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.
Анализ зарубежного опыта. - М.: Народное образование, 1998.
4. Технология // БСЭ Режим доступа: [
http: // encycl.yandex.ru, 15.07.2002].
5. Титарев Л.Г. Технологические стандарты, технологии
Интернет - телеобучения и дидактики образовательных телесред
Режим доступа: [
http://www.infocom-expo.ru/infocom2001/texts/titarev.htm, 15.07.2002].
6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в ВШ, -М.:
"Экспеди-тор"1996. -288с.
7. Шахгильдян В.В., Аджемов А.С. Единое образовательное
пространство на основе инфотелекоммуникационных технологий
Режим доступа: [
http://www.infocom-expo.ru/infocom2001/texts/shah.htm, 15.07.2002].
|