В настоящей работе достаточно общим местом стало понимание информационной природы мышления, как формы деятельности человека. Выше уже отмечалось, что применение микропроцессорной техники, ЭВМ и персонального компьютера - эволюционное следствие закономерного диалектического развития человечества. Это не самоцель человеческой цивилизации, а средство ее дальнейшего эволюционирования. Эволюционирования по пути изъятия человека из непосредственного производственного процесса, по пути увеличения расстояний, массивов и скорости обращения информации, необходимой для выживания нашего вида. Отсюда сугубо практическая направ-ленность любых программ для микропроцессорной техники, любых ЭВМ и ПК - любого программного обеспечения.
ЭВМ и персональные компьютеры в купе с микропроцессорной техникой сегодня позволяют полностью автоматизировать и даже роботизировать любые трудоемкие и монотонные операции. Причем такая авто- и роботизация уже давно затронула не только производственную сферу, но и быт, и досуг человека. Сейчас в "цивилизованном" мире никого не удивишь стиральной машиной-автоматом и даже посудомоечной машиной, цифровым телевизором и фотокамерой.
Вся эта техника работает под управлением системного и прикладного программного обеспечения, в основе которого лежит микропроцессор или чип - полупроводниковое устройство, предназначенное для передачи электрических сигналов в том или ином направлении, определяемом управляющими электрическими сигналами. Порядок и правила протекания миллионов этих операций в секунду в микрочипе и обеспечивает программное обеспечение.
Написание (составление) программы для ЭВМ или ПК, как правило, состоит из нескольких этапов:
- создание вербальной модели информационного обмена предметной области - постановка задачи;
- создание математической модели на основании подготовленной вербальной - математическая аппроксимация задачи;
- составление алгоритма информационных обменов на основе подготовленной математической модели;
- анализ и отладка подготовленного алгоритма на предмет эффективности и надежности;
- запись отлаженных алгоритмов при помощи языков программирования;
- отладка полученных программ;
- подготовка технической документации для пользователей;
- запуск готового программного обеспечения в эксплуатацию.
Каждый из перечисленных этапов имеет свою специфику. Для каждого из них требуются в чем-то отличные методы и подходы. Поэтому специализация в сфере труда программиста наметилась к сегодняшнему дню уже довольно четко. Но тем не менее, на любом из упомянутых этапов программист выполняет сложнейшую задачу по переводу информации из одних кодов в другие, с языка практических действий на вербальный язык, с вербального языка - в язык математических формул, с него - на язык алгоритмов и т.д.
Из сказанного ясно, что программист должен быть в состоянии силой своего воображения определять пути решения практических задач, возникающих перед ним из жизненной практики производственной и других родов деятельности человека общественного.
Для того, чтобы соответствовать данному требованию, он должен постоянно изучать реальную жизненную практику человечества, аккумулировать в своем сознании опыт множества людей и воспитывать свое чувство прекрасного, свою фантазию, свое воображение.
Сложность и многомерность реальных проблем, ставящихся общественным человеческим организмом перед программистами, требует от них ежедневного, ежечасного, ежесекундного практического воплощения методологических диалектических принципов научно-теоретического мышления.
Одной из важнейших проблем, которые встают в связи с этим требованием является диалектическое понимание абстрактного и конкретного.
|