Разрешите доложить? Докладывайте сюда... из анекдота

Анонсы и новости


«Дифференцированный подход к обучению: психо-информационная точка зрения»

  • 10.09.2005 г. добавлена статья в электронный журнал «Исследовано в России»

«Представление и измерение семантической информации применительно к моделям информационного метаболизма»

  • 10.11.2005 г. добавлена статья в научное издание «Вестник УГТУ-УПИ».

«Дифференцированный подход в обучении студентов программированию на основе оптимизации информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса»

  • 14.11.2005 г. добавлен Черновой вариант диссертации.

«Реализация дифференцированного подхода в обучении студентов программированию с помощью дидактического технологического комплекса»

  • 02.03.2006 г. добавлен окончательный вариант диссертации

Справочная



Поиск по сайту

  

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ, КАК КОМПОНЕНТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Экономические и политические реалии ставят перед высшей школой задачу подготовки специалистов, гарантирующей достижение уровня обученности, определенной в государственном образовательном стандарте, большинством студентов. Отмеченное обстоятельство определяет необходимость перехода высшей школы на новые технологии обучения.

Различные государства мира выделяют на образование не более 5-10% своего бюджета (а многие и того меньше) [1]. В условиях все возрастающего информационного потока использование традиционных методических систем не позволяет подготовить квалифицированных специалистов, обладающих нужными знаниями. Выход из этой ситуации состоит, с нашей точки зрения, в использовании современных информотелекоммуникационных технологий (ИТКТ). Соответственно, использование ИТКТ в образовании не только позволяет применить технологический подход к самому процессу обучения, но и предъявляет новые требования к педагогической науке.

Само понятие "Технология" включает в себя методы, приемы, режимы работы, последовательность операций и процедур. Оно тесно связано с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Обычно технологию принято рассматривать применительно к конкретной отрасли производства. Образование так же является, по своей сути, информационно- производственной системой, подобно любому производству, бизнесу, науке и другим сферам жизнедеятельности человека. Следовательно, признаки, характерные для других технологий, присутствуют и здесь.

Необходимо отметить, что в понятие "Образовательная технология" различные современные авторы вкладывают различный смысл. В нашей работе под "Образовательной технологией" (ОТ) мы будем понимать разветвленную систему педагогических воздействий на образовательный процесс, включенную в комплекс определенных педагогических условий, направленную на освоение подавляющим большинством студентов системы определенных знаний, формирование у них умений осуществления системного творческого поиска, развития интеллекта, коммуникативных способностей и социальной ответственности.

В соответствии со сложившейся в педагогических науках классификацией и принципами системного подхода, мы можем выделить в ОТ горизонтальные подсистемы:

  • дидактическую подсистему;
  • подсистему теории и методики воспитания.

В свою очередь дидактическая подсистема объективно разделяется на ряд параллельных направлений, связанных со специализацией преподавания от-дельных дисциплин и их комплексов.

Исходя из содержания понятия "Технология", мы можем определить ряд дидактических подсистем в ОТ (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты образовательной технологии

Подсистемы образовательной технологии целеполагания техническая содержательная контрольная управленческая
Дисципли-на 1 Дисципли-на 1 Дисципли-на 1 Дисципли-на 1 Дисципли-на 1
Дидактическая Дисципли-на 2 Дисципли-на 2 Дисципли-на 2 Дисципли-на 2 Дисципли-на 2
Дисципли-на n Дисципли-на n Дисципли-на n Дисципли-на n Дисципли-на n


Далее мы рассматриваем применение ИТКТ в качестве одного из технических компонентов дидактической подсистемы при обучении в техническом вузе инженеров-программистов, содержание которой представлено в табл. 2.

Таблица 2

Компоненты технической подсистемы дидактической технологии

Техническая подсистема дидактической технологии
ТСОИТКТ
Электронные средства (Hard Resources) Программные средства (Soft Resources) Средства кодирования и формализации информации (Date Resources)
Дисциплина 1 Дисциплина 1 Дисциплина 1 Дисциплина 1
Дисциплина 2 Дисциплина 2 Дисциплина 2 Дисциплина 2
Программирование Программирование Программирование Программирование
Дисциплина n Дисциплина n Дисциплина n Дисциплина n


Под инфотелекоммуникационными технологиями (ИТКТ) в нашем докладе мы будем понимать совокупность электронных и программных средств, обеспечивающих распространение на расстояние кодированной информации в формализованном виде. Отметим, что основным требованием, предъявляемым к любой современной технологии (особенно ИТ), является ее соответствие стандарту. Применительно к ОТ системы стандартов можно разделить на образовательные и технические. Следуя Л. Г. Титареву [2], мы опираемся на систему технических стандартов, разрабатываемую в IMS Global Learning consortium [3].

Так как на сегодняшний день в России работа по разработке собственной единой системы образовательных технологий с использованием международных технических стандартов находится на начальном этапе, для формирования технической системы применения ИТКТ в образовательном процессе мы использовали широко распространенные в России компьютерные и сетевые архитектуры и протоколы. Кафедра информационных технологий Нижнетагильского технологического института УГТУ в настоящее время использует в учебном процессе 10 классов, оснащенных современными компьютерами различных конфигураций, шесть из которых включены в две локальные сети.

Использование ПК и компьютерных сетевых технологий (КСТ) при обучении программированию инженеров-программистов в техническом вузе, как компонентов дидактической технологии, преследует следующие цели:

  • получение студентами практических навыков работы с ПК и компьютерными сетями;
  • изучение студентами устройства ПК;
  • ознакомление студентов с различным программным обеспечением;
  • выработка у студентов навыков и умений решения прикладных задач с использованием ПК и КСТ.

Необходимо отметить, что подготовка инженеров-программистов существенно отличается от подготовки студентов других специальностей по информатике. Поэтому мы выделили ряд требований, которым должны отвечать ИТКТ, применяемые в учебном процессе при подготовке программистов:

    1. Соответствие применяемых внутренних технических стандартов вуза общероссийским и международным.

    2. Соответствие оборудования современному технологическому уровню.

    3. Возможнpость реализации дидактического принципа диагностичности.

    4. Обеспечение реализации дидактического принципа индивидуального подхода к обучаемому.

Для реализации данных требований на нашей кафедре на всех компьютерах установлено одинаковое ПО, студенты через сеть имеют доступ к каталогам с учебными заданиями, находящимся на серверах. Преподаватель имеет возможность контролировать ход выполнения учебных заданий каждым студентом со своего компьютера, установленного на его рабочем месте.

Необходимо отметить, что используемые сегодня нашей кафедрой ИТКТ, обеспечивают в основном реализацию только первых двух принципов. Как следствие, степень усвоения материала основной массой студентов при такой организации учебной работы составляет 45-75%. Этого совершенно недостаточно в свете реальных требований к подготовленности выпускника вуза.

Невозможность выполнить третий и четвертый принципы обусловлена тем, что сегодня все студенты входят в учебную сеть под одним общим именем, что обусловлено техническими ограничениями используемой сети. В дальнейшем, с учетом финансовых возможностей института, предполагается обеспечить каждому обучающемуся вход в учебную сеть кафедры под персональным именем с возможностью контролируемого доступа в Internet. Такая персонификация доступа создаст условия для реализации других двух принципов применения ИТКТ и позволит вплотную подойти к реализации всех возможностей технологического подхода в обучении студентов-програмистов.

Таким образом, применение ИТКТ в учебном процессе при обучении программированию инженеров-программистов является неотъемлемым компонентом дидактической технологии и не имеет альтернативы.

Необходимо отметить, что в настоящее время в практику преподавания в западных университетах достаточно широко вошли технологические средства организации и выполнения учебного процесса на основе информационных технологий (к таким средствам относятся WebCT (Web Course Tools) [www.webct.com], Black Board [www.blackboard.com], Learning Space [www.ibm.com/ru] и др.). Однако четкие рекомендации по методам и методологии применения данных технологий в научной литературе отсутствуют, в то же время, по отдельным вопросам их использования имеется определенный опыт и опубликовано большое количество научных работ в данном направлении. В нашей стране внедрение уже созданных программных продуктов сдерживается не только недостаточным развитием методики применения данного инструментария и технологий, но и недостаточным финансированием высшей школы со стороны государства. Указанные причины приводят к тому, что в работе по подготовке интерактивных учебных курсов по информатике и программированию, основанных на современных педагогических технологиях, мы не имеем возможности легально использовать современные международные технологические стандарты и программные средства. Однако достижение конечной цели создания автоматизированных учебных мест, которые должны в полной мере удовлетворять как всем четырем дидактическим принципам, положенным нами в основу разрабатываемой инструментальной платформы, без использования российского и международного опыта, трудновыполнимо.

В результате перехода от классической методической системы подготовки инженеров-программистов к ОТ мы предполагаем повысить степень усвоения учебного материала 95% студентов - выпускников нашей кафедры - до 75-90%.

Литература

1. Шахгильдян В.В., Аджемов А.С. Единое образовательное пространство на основе инфотелекоммуникационных технологий. Режим доступа: [ www.infocom-expo.ru / infocom2001 / texts / shah.htm, 12.08.2002 г.]

2. Титарев Л.Г. Технологические стандарты, технологии Интернет - телеобучения и дидактики образовательных телесред. Режим доступа: [ www.infocom-expo.ru/ infocom2001/ texts/ titarev.htm, 22.08.2002 г.]

3. www.imsglobal.org




Возможно, я смогу ответить на Ваши вопросы, если Вы отправите
их по адресам btow@yandex.ru или bww@e-mail.ru
(Писать можно и на современном русском. ;-))

Премного благодарствуйте за внимание!
С совершенным почтением В.В.Бобков.

Начало осмотра Каталог Полезные ссылки Поиск по сайту Резюме Mini-Market

Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Сайт управляется системой uCoz