Использовать можно не только мыло... это не реклама

Анонсы и новости


«Дифференцированный подход к обучению: психо-информационная точка зрения»

  • 10.09.2005 г. добавлена статья в электронный журнал «Исследовано в России»

«Представление и измерение семантической информации применительно к моделям информационного метаболизма»

  • 10.11.2005 г. добавлена статья в научное издание «Вестник УГТУ-УПИ».

«Дифференцированный подход в обучении студентов программированию на основе оптимизации информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса»

  • 14.11.2005 г. добавлен Черновой вариант диссертации.

«Реализация дифференцированного подхода в обучении студентов программированию с помощью дидактического технологического комплекса»

  • 02.03.2006 г. добавлен окончательный вариант диссертации

Справочная



Поиск по сайту

УДК 044.42:378   

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ, КАК КОМПОНЕНТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматривается опыт и дидактические принципы использования локальных сетей в рамках предлагаемой образовательной технологии обучения программированию при подготовке будущих инженеров-программистов.

Различные государства мира выделяют на образование не более 5-10% своего бюджета (а многие и того меньше) [2]. При использовании традиционной методической системы обучения этих средств совершенно недостаточно для того, чтобы во все возрастающем информационном потоке (сумма знаний человечества удваивается каждые 5-7 лет) можно было подготовить квалифицированных людей, обладающих нужными знаниями и в нужное время. Выходом из этой ситуации может быть только использование современных инфотелекоммуникационных технологий (ИТКТ), которые ведут к мощному возрастанию интеллектуальной силы людей, исчезновению расстояний между местом зарождения информации и местом ее потребления. Кроме того, использование ИТКТ в образовании позволяет применить технологический подход к процессу обучения.

Экономические и политические реалии ставят перед высшей школой задачу так осуществлять подготовку специалистов, чтобы гарантировать достижение нужного уровня обученности основной массой студентов. Высшая школа должна переходить на технологические методы обучения. Это в первую очередь касается подготовки специалистов в информационных технологиях, поскольку именно на широком применении НИТ основаны все остальные современные технологические решения во всех сферах деятельности. Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью осуществления подготовки инженеров-программистов на технологическом уровне, обеспечивающем гарантированное достижение выходных требований творческого характера массой студентов, и отсутствием апробированных педагогических и организационных решений, реализующих учебный процесс на таком уровне.

Само понятие "Технология" включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур. Оно тесно связано с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами и их стандартизацией. В состав современной технологии включается и технический контроль производства [4]. Для целей нашего исследования под "Образовательной технологией" (ОТ) высшей школы мы будем понимать систему разветвленных последовательностей стандартизированных педагогических воздействий на образовательный процесс, включенную в комплекс определенных педагогических условий, подконтрольную и управляемую преподавательским корпусом, и направленную на освоение подавляющим большинством студентов определенной системы знаний, формирование у них умения осуществлять системный творческий поиск и других социально и профессионально значимых качеств, подлежащих измерению в процессе обучения [1,2,3 ,6].

В соответствии со сложившейся в педагогических науках классификацией и принципами системного подхода, мы можем выделить в ОТ две системы: дидактическую и воспитательную. В свою очередь, дидактическая технология объективно разделяется на ряд параллельных направлений - модулей, связанных со специализацией преподавания отдельных дисциплин и их комплексов.

Необходимо отметить, что в понятие "Образовательная технология" различные современные авторы вкладывают различный смысл. В нашей работе под "Образовательной технологией" (ОТ) мы будем понимать разветвленную систему педагогических воздействий на образовательный процесс, включенную в комплекс определенных педагогических условий, направленную на освоение подавляющим большинством студентов системы определенных знаний, формирование у них умений осуществления системного творческого поиска, развития интеллекта, коммуникативных способностей и социальной ответственности.

Опираясь на структуру самого понятия "Технология", мы можем структурировать модули в ОТ (Рис. 1).

Подсистемы образовательной технологии целеполагания техническая содержательная контрольная управленческая
Дисципли-на 1 Дисципли-на 1 Дисципли-на 1 Дисципли-на 1 Дисципли-на 1
Дидактическая Дисципли-на 2 Дисципли-на 2 Дисципли-на 2 Дисципли-на 2 Дисципли-на 2
Дисципли-на n Дисципли-на n Дисципли-на n Дисципли-на n Дисципли-на n

Рис.1. Компоненты дидактической технологии


Применение ИТКТ рассматривается нами в качестве одного из необходимых технических компонентов в дидактической технологии (ДТ) при обучении программированию (один из комплексов дисциплин) инженеров-программистов в техническом вузе (Рис. 2).

Техническая подсистема дидактической технологии
ТСОИТКТ
Электронные средства (Hard Resources) Программные средства (Soft Resources) Средства кодирования и формализации информации (Date Resources)
Дисциплина 1 Дисциплина 1 Дисциплина 1 Дисциплина 1
Дисциплина 2 Дисциплина 2 Дисциплина 2 Дисциплина 2
Программирование Программирование Программирование Программирование
Дисциплина n Дисциплина n Дисциплина n Дисциплина n

Рис.2. Компоненты технической подсистемы дидактической технологии


Применение инфотелекоммуникационных технологий рассматривается нами в качестве одного из необходимых технических компонентов в дидактической технологии (ДТ) при обучении программированию (один из комплексов дисциплин) инженеров-программистов в техническом вузе (Рис. 2).

Под инфотелекоммуникационными технологиями (ИТКТ) для целей настоящего доклада мы будем понимать совокупность электронных (hard) и программных (soft) средств, обеспечивающих распространение на расстояние кодированной информации в формализованном виде (date). Персональный компьютер (ПК) и локальная компьютерная сеть (ЛКС) являются устройствами, в которых применяется целый ряд разновидностей такого рода технологий.

Кафедра информационных технологий НТТИ(ф) УГТУ - УПИ на сегодняшний день эксплуатирует 10 учебных классов, оснащенных современными компьютерами различных конфигураций. Шесть из них включены в две учебные ЛКС.

Использование ПК и компьютерных сетевых технологий (КСТ) при обучении программированию инженеров-программистов в техническом вузе, как компонентов дидактической технологии, преследует следующие цели:

  • получение студентами практических навыков работы с ПК и компьютерными сетями;
  • изучение студентами устройства ПК;
  • ознакомление студентов с различным программным обеспечением;
  • выработка у студентов навыков и умений решения прикладных задач с использованием ПК и КСТ.

Следует учесть, что использование компьютерного парка учебного заведения при подготовке инженеров-программистов по сравнению с обучением специалистов других специальностей имеет узкие места. Во-первых, выполнение учебных заданий по программированию требует значительно больших системных ресурсов от эксплуатируемого оборудования, нежели выполнение учебных заданий в рамках курса информатики. Во-вторых, любое существующее на сегодня ПО обязательно имеет целый ряд "дыр", которые недобросовестный студент-программист на определенном этапе своей подготовки в состоянии находить и использовать в ущерб учебному процессу.

Мы выделили ряд принципов, которым должны отвечать ИТКТ, применяемые в учебном процессе при подготовке программистов:

    1. Соответствие применяемых внутренних технических стандартов вуза общероссийским и международным.

    2. Соответствие оборудования современному технологическому уровню.

    3. Возможнpость реализации дидактического принципа диагностичности.

    4. Обеспечение реализации дидактического принципа индивидуального подхода к обучаемому.

Практическое применение ПК и ЛКС в учебном процессе организовано на нашей кафедре следующим образом. На всех компьютерах установлено одинаковое ПО, обеспечивающее выполнение учебных заданий. Студенты со своих учебных мест имеют доступ к каталогам с учебными заданиями и пользовательским каталогам, находящимся на серверах доменов. Преподаватель имеет возможность контролировать ход выполнения учебных заданий каждым студентом со своего компьютера, установленного на его рабочем месте.

Используемые сегодня нашей кафедрой ИТКТ, в основном, обеспечивают реализацию только первых двух из вышеуказанных принципов. Степень усвоения основной массой студентов материала при такой организации учебной работы составляет 45-75%. Этого совершенно недостаточно.

Сейчас все студенты входят в учебную ЛКС под одним общим login'ом. Иным образом организовать их работу не представляется возможным в силу технических ограничений используемой сети. В дальнейшем предполагается обеспечить каждому обучающемуся персональный вход в учебную ЛКС кафедры с возможностью контролируемого доступа к Internet. Такая персонификация доступа создаст условия для реализации других двух принципов применения ИТКТ и позволит вплотную подойти к технической реализации возможностей технологического подхода в обучении студентов-програмистов.

Одним из направлений работы в этом русле является применение интерактивных способов изложения учебного материала по информатике и программированию. Эти способы основаны на кумулятивной персональной диагностике входного уровня знаний студентов и жесткой взаимосвязи предлагаемых к изучению теоретического материала и практических заданий.

В практику преподавания в западных университетах достаточно широко вошли технологические средства организации и выполнения учебного процесса на основе информационных технологий. K таким средствам относятся WebCT (Web Course Tools) [www.webct.com], Black Board [ www.blackboard.com], Learning Space [www.ibm.com/ru] и многие другие [5,7].

Однако, в научной литературе отсутствуют четкие рекомендации по методам и методологии применения таких технологий, в то же время, по многим отдельным инструментам технологий имеется значительный опыт применения и опубликовано достаточное количество литературы.

У нас внедрение средств уже созданных инструментальных платформ сдерживается не только недостаточным развитием дидактик, применяющих разработанный инструментарий и технологии, но и недостаточным финансированием высшей школы со стороны государства.

Тем не менее, работа по подготовке интерактивных учебных курсов по информатике и программированию, основанных на технологическом подходе к обучению и международных технологических стандартах, уже ведется на кафедре, хотя и без непосредственного использования упомянутых платформ. Следует заметить, что достижение конечной цели этой работы - создание автоматизированных учебных мест - без использования российского и международного опыта, трудновыполнимо.

В результате решения вышеуказанных проблем и перехода от классической методической системы подготовки инженеров-программистов к ОТ с использованием технологий ЛКС мы предполагаем повысить степень усвоения учебного материала 95% студентов - выпускников нашей кафедры - до 75 - 90%.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. -192 с.

2. Епишева О. Лекция: Основные параметры педагогической технологии. Режим доступа: [ http://archive.1september.ru/mat/2000/no08_1.htm, 15.07.2002].

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Народное образование, 1998.

4. Технология // БСЭ Режим доступа: [ http: // encycl.yandex.ru, 15.07.2002].

5. Титарев Л.Г. Технологические стандарты, технологии Интернет - телеобучения и дидактики образовательных телесред Режим доступа: [ http://www.infocom-expo.ru/infocom2001/texts/titarev.htm, 15.07.2002].

6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в ВШ, -М.: "Экспеди-тор"1996. -288с.

7. Шахгильдян В.В., Аджемов А.С. Единое образовательное пространство на основе инфотелекоммуникационных технологий Режим доступа: [ http://www.infocom-expo.ru/infocom2001/texts/shah.htm, 15.07.2002].




Возможно, я смогу ответить на Ваши вопросы, если Вы отправите
их по адресам btow@yandex.ru или bww@e-mail.ru
(Писать можно и на современном русском. ;-))

Премного благодарствуйте за внимание!
С совершенным почтением В.В.Бобков.

Начало осмотра Каталог Полезные ссылки Поиск по сайту Резюме Mini-Market

Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Сайт управляется системой uCoz